Журнал “Путь и путевое хозяйство” №5 1982 г.

РАБОЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ

М. Д. ОЛОВЯННИКОВ, начальник дистанции пути

 

Воспитание коммунистического отношения к труду — дело сложное, требующее усилий всего коллектива и каждого работника. Важная роль здесь отведена школам коммунистического труда, которые по праву называют рабочими университетами. С каждым годом они становятся все более активными пропагандистами передовых начинаний, повышают творческую инициативу людей, поддерживают ценный опыт, стремятся широко его использовать. Одна из таких школ вот уже много лет действует на Оранчицком околотке Жабинковской дистанции. Ею бессменно руководит дорожный мастер Иван Николаевич Булавицкий, который трудится на дистанции с 1958 г. Сначала он был путевым рабочим, затем бригадиром, а после окончания в 1973 г. техникума возглавляет околоток.

Способный, хорошо знающий путейское дело командир стремится, чтобы слушатели не только прониклись задачами коллектива, но и могли полученные знания применить на практике. И. Н. Булавицкий понимает, что основной показатель деятельности школы коммунистического труда — практическая эффективность учебы, степень ее реального воздействия на формирование характера человека и на производство, на трудовые достижения бригад, переездов, околотка. Важно научить каждого путейца соизмерять свои действия с интересами всего предприятия.

Дорожный мастер умело увязывает учебу с конкретными производственными задачами по улучшению текущего содержания пути, его балльной оценки. На околотке в любое время года колея содержится только на «отлично», здесь нет предупреждений о снижении скорости
движения поездов.

Мастер не превращает занятия в производственные совещания. Пропагандист стремится построить их так, чтобы каждый мог увидеть, как результаты его труда влияют на состояние дел всего коллектива. Он старается развить у слушателей творческий подход к решению производственных задач. И часто идеи, служащие основой новшеств, возникают именно на занятиях, а затем уже разрабатываются более детально. Например, слушатели предложили сделать станок для изготовления торцовой фибровой изоляции, изменить технологию работ при удлинении станции Оранчицы, чтобы повысить надежность рельсовых цепей, технологию подъемки пролетных строений мостов.

Используя знания, полученные на занятиях, рабочие околотка за последние пять лет подали 23 рационализаторских предложения, которые сэкономили 15,2 тыс. руб. Лучшие новаторы — это бригадир пути И. Л. Мороз, монтеры В. И. Чепелевич и И. Н. Якута. Булавицкий и здесь подает всем прекрасный пример. На дистанции внедрено 11 его новшеств.

Оранчицкий околоток у нас стал базой внедрения всего нового, передового. Путейцы накопили опыт отличного содержания пути, полосы отвода, переездов (кстати, здесь прошли дистанционная и дорожная школы передового опыта содержания переездов). Путейцы околотка — постоянные инициаторы досрочного выполнения социалистических обязательств.

Отмечу такой факт. Рабочие стали более дисциплинированными, требовательными друг к другу. Они первыми на дистанции подхватили почин вагонников Молодечненского депо начать соревнование за право называться коллективом образцовой дисциплины. Путейцы добились присвоения им этого почетного звания.

На околотке создана атмосфера товарищества, высокой взаимной ответственности. Мастеру хорошо известны личные качества работников, их возможности, успехи и недостатки. Знание людей помогает ему в пропагандистской работе.

Более 20 лет околоток трудится без случаев брака, производственного травматизма и нарушений дисциплины. Он ежегодно подтверждает звание коллектива коммунистического труда, которое завоевал в 1964 г. Этого высокого звания удостоены все пять бригад и четыре коллектива дежурных по переездам.

Слушатели школы давно оценили, что значит работать в крепком коллективе. На околотке до минимума сокращена текучесть кадров, а чтобы закрепить людей, полностью укомплектовать штат околотка, нужно не только обучать работников и повышать их квалификацию, но и создавать нормальные условия труда. Путейцы своими силами возвели бытовые помещения для всех бригад, на трех рабочих отделениях построили бани.

За последние 5 лет 28 монтеров повысили свои разряды. Заметно расширился кругозор слушателей. Все бригадиры вышли из рабочих этого околотка, здесь выросли дорожные мастера В. В. Поляков и Л. А. Казбейчук. Бригадир Иван Леонтьевич Мороз награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени; он заслуженный работник Белорусской железной дороги; бригадир Иван Лазаревич Чучкевич — кавалер ордена «Знак Почета»; дежурная по переезду Анна Николаевна Чепелевич награждена медалью «За трудовую доблесть», монтер пути Николай Трофимович Жолнерчук — «Лучший по профессии» нашей магистрали.

Школа коммунистического труда на Оранчицком околотке выполняет свою основную задач у — воспитывает у людей коммунистическое отношение к труду, непримиримость к недостаткам, способствует повышению эффективности и качества работы.

ст. Жабинка, Белорусской дороги