Из родословной В.П.Добрыниной
Материал публикуется с разрешения автора
Первенец – Перерасчёт дат – Новый год – События 1889 года – Крещение Александры – Осип и Василий – Анна и Николай Даниловы – “Расшифровка” архивных документов – Указ Святейшего Синода
О семи наследниках ДАНИЛЫ ФИЛИМОНОВА ПОШВЕНЧУКА (род. примерно в 50-х годах XIX ст., жил до 1922 г.) приходится говорить в прошедшем времени, хотя для меня это не кажется давним временем. Само имя Данило известно с 1528 года и в переводе с древнееврейского означает «Бог – мой судья», к русским принесено христианством из Византии.
Когда повёл под венец Данило Устинью Моасееву (Моисеевну) Речиц (1853(7) г. рожд.) неизвестно: документы не сохранились. Нарекал Данило своих детей именами, распространёнными в роду.
Старший (?) сын Данилы Филимоновича Пошвенчука АЛЕКСЕЙ родился в 1886 году. В том году 28 мая был открыт Брестский железнодорожный вокзал – один из старейших вокзалов Беларуси.
Неповторимое, сложно передаваемое на бумаге чувство связи поколений и эпох возникло, когда нашла запись псаломщика Игнатюка и настоятеля церкви Андрея Щербицкого о рождении у Данилы Филимонова Пошвенчук и Устинии Моасеевой Речиц 8 (20 н. ст.) ноября 1889 г. сестры Алексея, моей бабушки АГАФЬИ (ум. 09.03.1969). Крестили её 12 ноября Евфимий Яковлев Майкевич и Домна Моисеева Речиц (родственница её матери, см. гл. «Берег родоводной реки) из д. Ольшаны Пружанского уезда.
Хочу заметить, что до 24.01.1918 г. все даты приводятся по старому стилю. Перерасчёт делать несложно, надо только знать количество добавляемых дней в зависимости от даты.
Например, к датам ХII и ХIII веков добавить 7 суток,
к датам ХIV века – 8 суток,
к датам ХV века и до 4 октября 1582 года – 9 суток,
к датам с 15 октября 1582 года по 29 февраля 1700 года – 10 суток,
к датам с марта 1700 года по 29 февраля 1800 года – 11 суток,
к датам с марта 1800 года по 29 февраля 1900 года – 12 суток,
к датам с марта 1900 года по 14 февраля 1918 года – 13 суток.
Но даже в этом случае ошибок не избежать. Особенно если речь идёт о датах, связанных с событиями в других странах, где григорианский календарь вводился в разное время: Италия, Испания, Польша, Франция – в 1582 году, Дания – в 1700-м, Великобритания – в 1752-м, Япония – в 1873-м, Китай – в 1911-м, Египет – в 1928-м.
В нашей стране в практике датировки событий все события и документы, относящиеся
к периоду до 1 февраля 1918 года, датируются по юлианскому календарю (старый стиль), с 1 февраля 1918 года – по григорианскому (новый стиль). Причём, до 1 февраля 1918 года в скобках помещается дата по старому стилю, после 1 февраля 1918 года – дата по новому стилю. Напомню, как стало исчисляться начало нового года.
В Беларуси, как и в России, изначально новый год начинали в марте – это было связано с началом посевной, так как почти все наши предки жили на селе и работали на земле. С принятием христианства «от греков» пришёл обычай начинать год в сентябре: 01.09.1492 г. постановлением Московского Собора новый год стал исчисляться с 1 сентября вместо 2 марта. Так продолжалось до петровских времён, когда, начиная с 1700 года, летоисчисление стало вестись от Рождества Христова (а не от сотворения мира) и началом года стало 1 января. Царь лично ездил по Москве и проверял, как исполняется повеление «поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».
…1889 год. В Ольшанах, не покладая рук, крестьяне пашут, сеют, жнут, живут заботой, как прокормить семью, вырастить скотину, рожают детей и очень далеки от царя и царских указов, хотя зависимы от них. А в мире происходят исторические события:
22.6.1889 г. в Германии приняты законы о пенсиях по старости и инвалидности (наиболее передовые в Европе) – последние в ряду социальных законов Бисмарка;
12(24).7.1889. Россия. Александр III Миротворец утвердил закон, ограничивший “самовольное” переселение крестьян (1889). Н.Несторов писал: “Императоръ Александръ много заботился объ улучшеніи положенія крестьянства. Такъ при немъ возникъ крестьянскій банкъ, отпускавшій бъднымъ крестьянамъ деньги въ долгъ…” [16].
18.7.1889. Россия. В Муроме родился Владимир Зворыкин, основоположник телевидения. В 1919-м эмигрировал в США, где в 1931 году запатентовал телевизионную трубку;
1889 г. В Париже открылась очередная всемирная выставка (с 6 мая по 31 октября). К этому событию было приурочено открытие 300-метровой похожей на гвоздь Эйфелевой башни, что произвело сенсацию. Башню назвали по имени проектировщика Александра Гюстава Эйфеля. С тех пор вошло в обращение выражение “гвоздь программы”;
8.10.(по новому стилю)1889 г. в Париже распахнуло двери перед посетителями кабаре “Мулен Руж”, славящееся во всём мире своим канканом, увековеченным Тулуз-Лотреком. Этот непристойнейший по тем временам танец совершил настоящий переворот в представлении людей о ночных развлечениях. В XXI веке второй солисткой кабаре будет правнучка Алексея Пошвенчука, Бауэр Юля;
в этот год вышел первый номер общественно-политической литературной газеты «Минский листок». Именно здесь 16.05.1889 г. впервые была опубликована анонимная поэма «Тарас на Парнасе» (под названием «Тарас»), до этого распространявшейся только в рукописном виде. Не читали поэму ни Пошвенчуки, ни другие ольшанцы по известным некоторым причинам.
Столько значимых событий! Такой факт для истории человечества, как рождение 8.11.1889 моей бабушки Агафьи – ничего не значащее событие, но для меня, для моего рода!..
В этой же Оранчицкой Кресто-Воздвиженской церкви после рождения 13 мая 1893 г. настоятель Андрей Щербицкий 17 мая крестил сестру Агафьи и Алексея АЛЕКСАНДРУ (Олесю). У меня вызвало улыбку: в то время, видимо, было престижно, что у Данилы Филимонова и Устиньи Моисеевой кумой была дворянка Людвига Куприянова Перепёлко. Подчёркивался особый статус, занимаемое человеком положение в обществе.
ОСИПА, Данилового сына, после рождения 3 августа 1897 года крестили 10 августа Евфимий Яковлев Манкевич (Майкевич) и Домна Михайлова (Моисеева) Речиц (встречаются двоякие записи отчества; полагаю, ошибка псаломщика в записи).
04.07.1900 года родился ВАСИЛИЙ ДАНИЛОВ. Устинье Моисеевне 50 лет (в списках избирателей в польский Сейм 1928 года Устинье 78).
Дата рождения АННЫ и НИКОЛАЯ ДАНИЛОВЫХ неизвестна. В начале моего исследования не знала о них, поэтому и не обращала в архиве внимания на записи с их именами. Есть скудные сведения о Николае Даниловиче: женился в 1928-ом; сын Николая Пошвенчука и Марии Николай Николаевич 8.05.1936 г. женился на Софье Зуй из д. Бакуны, или Байки.
Архивные записи читать интересно, но непросто: записи велись не только чернилами, но и карандашом на русском, польском языках, разная каллиграфия, писали не только очень грамотные люди. Не знавшие правил русского языка, записи вели как умели, а ты через 120 лет, поди, разберись в них. Записи с ошибками подкидывают много вопросов. Связующую нить обнаруживаешь чаще всего дома, разбирая, сопоставляя то, что “накопал” в архиве, но уточнить, проверить уже не можешь – на руках документов нет. Может, потому и не нашла данных о Пошвенчуке Данииле Филимоновиче, его родных, что не обратила внимания на связующую ниточку его с кем-то другим. Расставить по своим местам можно всё, заглянув в прошлое со дня рождения моего прадеда на лет 10–25 назад, но в архиве есть данные по Оранчицкой церкви только с 1887 года.
Много чего расскажут архивные записи: в каком возрасте женились и выходили замуж, от каких болезней умирали, слабым или крепким родился ребёнок (слабенького крестили сразу после рождения, а не на третий-четвёртый день), родила девица или замужняя, какой статус и чин были у человека. Некрещёных детей хоронили под именем Адам или Ева.
“Гродненские епархиальные ведомости” (выходили по воскресеньям) от 26.06.1909г. сообщают: ”Святейший Синод циркулярным указом… предписал Епархиальным Преосвященным, дабы они обратили внимание подведомственного духовенства на исправное ведение метрических записей…”, так как “метрические свидетельства и записи… имеют весьма важное значение как документы, свидетельствующие… о правах гражданского состояния…”
Архивные документы, как и история, требуют к себе аккуратного и бережного отношения. На протяжении моей жизни события в истории страны не раз переписывались, подстраивались под власть, бездумно и безжалостно уничтожалась правда о событиях, поэтому историю приходится учить всю жизнь заново, не зная её по-настоящему. До чего же причудливые кренделя выписывает история! Заметно беднее станем, если не будем знать своё культурное наследие и не сохраним лучшие черты отечественной истории и культуры. Просто историю свою – хорошая она или плохая – надо чтить.
“Каждый народ должен знать свою историю, т.е. знать, что делалось на его родине в прошедшие времена, дабы понимать, как действовать теперь и на будущее время”, ‒ как завещание будущим поколениям писали “Гродненские епархиальные ведомости” 21.06.1909 года (стр. 248).