Готовь сани летом, а новый учебный год?..
eSchool.by
С одной стороны наступила пора школьных отпусков, но с другой – самое время подготовиться к новому учебному году.
И как всегда для учителей подготовка начинается с прочтения Инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования».
И сегодня мы решили, что пора задать пару вопросов составителям письма, а также заместителю Министра, его подписавшему.
Вопросы мы будем задавать по той диагональной части прочтения, которая нас заинтересовала, но это не значит, что других проблем нет. А наоборот, скорее всего их еще больше, чем то количество, которое заинтересовало нас.
Ну что, начнем?
В ИМП говорится, что:
В помощь учителям разработано примерное календарно-тематическое планирование по всем учебным предметам, которое размещено на Национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный годhttp://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.htm / Календарно-тематическое планирование) и издано в виде книг (примерное календарно-тематическое планирование (Минск : Национальный институт образования : Аверсэв, 2016)).
Ctrl+F и мы нашли только «Календарно-тематическое планирование по учебным предметам для вечерних классов».
Мы правильно поняли: «Не размешено для того, чтобы покупали то, что издано частным издательством в виде книги?
Читаем дальше:
Для проведения факультативных занятий предлагается руководствоваться учебными программами и учебно-методическими комплексами для учителя и учащегося, рекомендованными Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html / Учебные программы факультативных занятий / Учебный предмет).
Ctrl+F, а совпадений нет. А есть ли они эти самые учебные программы факультативных занятий?
Дальше – больше:
В ходе осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся по усмотрению учителя могут использоваться разработанные контрольно-измерительные материалы по соответствующему учебному предмету, которые размещены на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html / Пособия для учителей учреждений общего среднего образования / Контрольно-измерительные материалы по учебным предметам).
Ctrl+F, и о чудо, мы находим КИМы по:
– История Беларуси (X–XI классы)
– Всемирная история Нового времени XIX — начало XX в. (IX класс)
– Всемирная история Новейшего времени (X–XI классы)
– История Беларуси (VI–IX классы; В.Л. Лозицикий)
– История Беларуси (VI–IX классы; С.В. Панов)
– История Древнего мира (V класс)
– История Средних веков (VI класс)
– История Средних веков (VII класс)
– Всемирная история Нового времени (VIII класс)
– Обществоведение (IX класс)
– Обществоведение (X класс)
– Обществоведение (XI класс)
– Медицинская подготовка (X–XI классы)
– Допризывная подготовка (X–XI классы)
– Основы безопасности жизнедеятельности (V–IX классы)
– Технический труд (V–IX классы)
– Обслуживающий труд (V–VII классы)
– Обслуживающий труд (VIII–IX классы)
А что, в школе математику, физику, химию и другие предметы уже не учат? Или снова нужно все покупать? А издатель кто?
А еще
В помощь учителю разработаны и изданы дидактические сценарии уроков по учебным предметам, перечень которых размещен на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный годhttp://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Перечни пособий для учителей, дидактических сценариев, учебно-методических комплексов, статей).
Но Ctrl+F сценариев не нашел, а вы?
А еще ИМП особое внимание уделяет ведению журнала:
1. При оформлении страниц журнала, отведенных для записей факультативных занятий, указывается название факультативного занятия (с маленькой буквы, без кавычек), а не учебного предмета. Если в качестве названия факультатива используется цитата, то она пишется с большой буквы и заключается в кавычки.
2. Если на выполнение контрольной работы отводится два учебных часа, то запись необходимо размещать на двух строках с указанием одной даты. Например:
24.11.2016 Контрольная работа «…».
24.11.2016 Контрольная работа «…».Интересно, если медики говорят, что
Контрольные работы в учреждениях образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.
То не расценят они такую запись как 2 контрольные работы по одному предмету в день?
А про буквы и кавычки – это будет лишний повод депремировать учителей за нарушения правил ведения журнала. Ведь держать в голове информацию о том, что нужно писать с маленькой, а что с большой буквы, где ставить кавычки, а где нет – это параметр, существенно влияющий на качество образовательного процесса.А еще в новом году нужно готовиться исполнять следующие рекомендации
В течение года рекомендуется:
провести 4 общих заседания методических объединений учителей;
организовать работу школы эффективного педагогического опыта по вопросам профильного обучения;
создать творческие группы и иные методические формирования учителей, направленные на разработку дидактического обеспечения преподавания учебных предметов на основе компетентностного подхода;
обеспечить наставничество молодых специалистов, работу школ молодых учителей.Просто оставим без комментариев, а ниже дадим рекомендации НИО и Ко.
А еще нас заинтересовали
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
…
В 2016/2017 учебном году используются следующие учебные программы:
…
для VI класса:
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для VI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. VI клас». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Математика» для VI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. VI класс». – Минск : Национальный институт образования, 2016;
для X класса:
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Х клас (базавы ўзровень)». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015;
Учебная программа по учебному предмету «Математика» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Х класс (базовый уровень)». – Минск : Национальный институт образования, 2015;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (павышаны ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Х клас (павышаны ўзровень)». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015;
Учебная программа по учебному предмету «Математика» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Х класс (повышенный уровень)». – Минск : Национальный институт образования, 2015.
для XI класса:
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. ХI клас (базавы ўзровень)». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Математика» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (базовый уровень)». – Минск : Национальный институт образования, 2016;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Матэматыка» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (павышаны ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. ХI клас (павышаны ўзровень)». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Математика» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (повышенный уровень)». – Минск : Национальный институт образования, 2016.С изданиями 15-го года понятно, уже купили. Но вот зачем мне покупать издание 16-го года? Зачем мне сканировать это издание, чтобы потом распознать и вставить в документы, которые я должен вести в электронном виде? Может проще разослать по электронной почте учителям и сэкономить денег, а не продать учителям то, что, ИМХО, НИО и Ко должны давать бесплатно, т.к. это их обязанность?
С информатикой похожая песня:
…
для ХI класса:
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Інфарматыка» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. ХI клас (базавы ўзровень)». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;
Учебная программа по учебному предмету «Информатика» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (базовый уровень)». – Минск : Национальный институт образования, 2016.
…Но есть и существенное отличие
К 2016/2017 учебному году выйдет новое учебное пособие для VI класса. До выхода данного пособия для организации образовательного процесса в VI классе можно использовать пособие «Информатика: учебное пособие для 6-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / А.Е.Пупцев [и др.]. Минск: Народная асвета, 2008», а также дополнительные материалы, размещенные на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Информатика)
Книга выйдет «К», но до выхода учите по старым книгам. Так может «В 2016/2017» выйдет?
Есть еще много моментов, которые есть в ИМП к новому учебному году, но как-то грусто стало его читать более подробно.
PS Мы много думали, как завершить этот материал. И на ум пришла одна фраза Медведева, которую мы адремсуем коллегам: «Ну вы там держитесь!»
PPS НИО и Ко, хватит продавать программы и материалы, которые, ИМХО, вы обязаны в электронном виде предоставлять всем учителям. Читайте то, что пишете. Раз написали, что на портале есть материалы, то опубликуйте их, да и по ссылкам погуляйте, которые указываете.