Музей деревянного зодчества и быта русского населения Подляша
Музей расположен на территории бывшей деревни Кропивник, уничтоженной гитлеровскими оккупантами во время второй мировой войны.
Первым объектом, положившим начало созданию музея была ветряная мельница типа “козляк”, привезенная в Беловежу в 1987 г. из деревни Котлы близ Бельска Подляского. Раньше эта мельница находилась в деревне Курашево, где была построена в 1925 году. В 1983 г. группа совладельцев осуществила покупку участка земли (свыше 4 гектаров) для будущего музея. С того времени пребывают очередные объекты.
- Деревянный забор плетенный по типу “балясник” (1983-84 гг.). Забор сделан из еловых ветвей, переплетенных между тремя жердями, по старым образцам.
- Хата из деревни Белая, крытая соломой, построенная в 1897 году (перевезенная и реконструированная в 1984 году). Эта хата, как и остальные здания в музее, находилась в усадьбах удлиненной планировки бельско-гайновского типа. на таких подворьях дома располагались щитом к улице, со стороны которой помещалась жилая часть здания. Далее в сторону от дороги под той же крышей находилась конюшня, хлев и другие помещения хозяйственного назначения. На стенах жилых помещений хат сохранились надписи на церковно-славянском языке, в которых упоминаются имена четырех Евангелистов. В избе дома деревни Белая, напротив входной двери, на балке вырезана надпись, указывающая дату освещения: “Сей дом освящен 1901 года 7 октября”.
- Мельница типа “козляк”, крытая гонтом, (30-е годы ХХ века) из Орли, привезена в Беловежу в 1985 году. Внутри сохранились все механизмы рабочей части и после ремонта она будет пригодна для помола зерна.
- Мастерская, крытая соломой, (20-е годы ХХ века) из деревни Видово, привезена в музей в 1986 году. В мастерской имеется коллекция инструментов по дереву, насчитывающая несколько десятков образцов, в том числе рубанков и фуганков.
- Амбар, крытый соломой, (40-е годы ХХ века) из деревни Кошели близ Орли, перевезен в 1986 году. Амбар предназначен для хранения зерна и сена. В центральной его части располагается глиняный ток.
- Баня, крытая гонтом, реконструирована в 1987 году. Первоначально в бане находилась оригинальная печь с арочным сводом, на котором раскалялись камни.
- Памятный крест в ознаменовании 1000-летия крещения Киевской Руси 1988 год. Деревянный, восьмиконечный крест, с характерной для этого региона формой, относится к типу крестов, которые ставились у дорог, на кладбищах и на пагостах.
- Дом из деревни Кленники, крытый гонтом, (1898 г.) реконструированный в 1988 году. Первоначально жилая часть дома содержала три помещения хату, сени и кладовку. В главной избе реконструирована печь, основанием которой служит деревянный сруб. На главной стене сохранилась надпись на церковно-славянском языке, свидетельствующая о дате освящения здания: 17 июля 1895 года.
- Дом из деревни Чижики, крытый гонтом (1885), реконструированный в 1996 году самая старая и большая хата на территории музея. со стороны улицы располагаются две кладовые. в соответствии с традициями здесь имеется вход в сени и со стороны фасада и с противоположной стороны здания. В центральной комнате реконструирована глиняная печь, стоящая на оригинальном деревянном срубе. Предназначена для выпечки хлеба и приготовления разнообразных блюд. Чердак разделен на четыре комнаты, которые приспособлены для проживания.
Решением воеводского управления по охране памятников культуры 30 декабря 1992 года музей был вписан в реестр памятников под номером 765. Под охраной находятся две мельницы, два дома, мастерская и амбар вместе с территорией, на которой расположены эти объекты. В 1996 году было начато строительство часовни (окончено в 1998 г.) Св. Александра Невского. Часовня, в основании восьмиугольная, построена из дерева по образцу часовни XVIII века , стоящей над источником в деревне Новое Березиво близ Гайновки. Ежегодно 12 сентября служится здесь молебен во славу Св. Александра Невского.
Создание музея в его современном виде заслуга прежде всего профессора Анатолия Одзиевича, который с самого начала был вдохновителем, организатором и руководителем работ по реконструкции новых объектов. Вместе с ним наибольший вклад в строительство музея внесли Иван Хващевский, Юрий Монахович, Вечислав Вашкевич, Юрий Мисеюк, Николай Алексееюк и другие. Музей создан по инициативе совладельцев из их собственных средств.