Аварыі самалётаў над вёскай Лінова

Па артыкулу “У небе над Ліновам”

25 жніўня 1951года а першай гадзіне на тэрыторыі вёскі Лінова (ст. Аранчыцы) пружанскага раёну брэсцкай вобласці разбіўся самалёт, пілатуемы Спірыным Паўлам Васільевічам, 1927 г.н..

Дзесяці гадовая Вера Рэчыц , шыючая на машынцы Зінгер, пачуўшы выбух закрычала “Мамачка, вайна пачалася!” Вера расказвае, што з-за таго , што з падаючага самалёту вылілася многа паліва, ўспыхнулі саломеныя дахі ўсіх хат на вуліцы, пагарэла многа скаціны. Парэшткі лётчыка былі пааддаль ад самалёта і іх пакрылі скрываўленым парашутам. Косці (сківіцу), раскіданыя баепрыпасы, часткі самалёту збіралі з разбуранай вуліцы і ваколіц. Камандванне прасіла усе знойдзеныя рэчы здаваць ваенным каб высветліць прычыну катастрофы і засцярагчыся ад шкодных наступстваў. Кажуць,што знайшлася пачка “Беламор-Канал” дзе лётчык паспеў нешта запісаць.

Трыццацігадовая на момант катасторофы Зося Павук, чыя хата папалася на шляху падаючага самалёту кажа, што перад падзеннем самалёт доўга кружыў па небу . Калі падаў то рухаўся з усходу ўздоўж вуліцы Шырокай, ўляцеў у вакно хаты, выбіў яму, алскочыў ад зямлі. Гаспадар хаты па прозвішчу Павук, у гэты момант сядзеў на даху і яго адкінуло далёка ўбок, паламаўшы ключыцу. Адскочыўшы самалёт упаў на хату Зосі, сам непасредна знішчыўшы чатырэ хаты. А ад яго паліва згарэла ўся вуліца вёскі, ў якой недаўна быў арганізаваны каўгас. Вяскоўцам пашанцавала, што здарэнне адбылося, калі амаль нікога не было дома. Ад полымя з падаючай страхі загінуў толькі паўтарамесячны хлопчык, якога не паспелі аднесці ўбок. Потым усе пацярпелыя дамы былі адбудаваны за кошт дзяржавы.

У Спірына была мама (чатырэ браты загінуліна фронце), якую прывезлі і вадзілі па месцы яго гібелі.
Хавалі Спірына пры вялікім натоўпе народу на пружанскіх могілках. На пахаванні ўсталявалі прапеллер, помнік з часам перамяніўся і прапеллер знік.

mog_spirin

Звесткі пра Спірына і само трагічнае здарэнне могут атрымлівацца у сховішчах дакументаў дзяржаўных ўстаноў раёна.

Газета Пружанскага раёну “Раённыя будні” 17 кастрычніка 2009 г. № 79(9220)


 

Из воспоминаний Паука Ростислава Леонидовича 

Теперь о разбившемся самолёте.  Событие это действительно имело место, но его очевидцем я не был. Наша семья в то время жила в Хомно и на место происшествия я прибыл через несколько часов, когда территория уже была оцеплена военными, пожары потушены, дядю моего (Паука Г.А.) увезли в больницу, где ему сделали гипсовую повязку, зафиксировав руку в определённом положении. Домой он вернулся к вечеру того же дня.

Было мне в то время 12 лет и вот что сохранилось в моей памяти. Территория, которая в какой то мере пострадала от механического воздействия разбившегося самолёта показана на прилагаемом рисунке. Это совсем недалеко от школы. Если судить по спутниковому снимку, сейчас там что-то изменилось в застройке. В то время, если идти от школы и свернуть налево по насыпи бывшей узкоколейки, то первый дом справа принадлежал Пауку А.А. и его жене Зосе, а следующим строился дом Паука Г.А. Дальше по ходу узкоколейки до пересечения с поперечной улицей застройки не было. Дом Паука Г.А. состоял из бревенчатого сруба, стоящего на довольно высоком столбчатом фундаменте, стропил и обрешетки крыши. Во время происшествия Паук Г.А. находился на крыше. Самолёт снижался очень полого с восточного направления и угодил немного наискосок под угловой столбик фундамента дома. Выбив столбик и проделав углубление порядка 80-100 см фюзеляж самолёта со срезанным фонарем кабины пилота, без крыльев и вертикального хвостового оперения выскользнул из под сруба и пропахав совсем неглубокую канавку остановился метрах в 30 от дома на картофельном поле. Паука Г.А. сбросило с крыши и при падении он сломал себе ключицу. Дом не был разрушен и не горел, он только немного осел на угол, из под которого выбило опору. Фюзеляж самолёта тоже не горел. Горел соседний дом Паука А.А. и, по-видимому, дома за ним. А было там всего несколько домов. Скорее всего источником пожара было горючее из баков в крыльях, которые при ударе самолета о землю отлетели на соседний участок.

Крыльев самолёта на участке Паука Г.А. я не видел. Собирать детали с места происшествия действительно просили. Их складывали в кучки около дороги. О пачке папирос с записями говорили, но сам я ее не видел. Когда я приехал на место происшествия тело погибшего пилота лежало рядом с фюзеляжем, завёрнутое в парашют. В районе головы через парашютный шелк проступало большое пятно крови. Мне кажется, что пилота не выбрасывало из кабины, ведь он был пристёгнут, а фюзеляж не был разрушен. Скорее всего вместе с фонарём ему срезало голову (простите за такие подробности).

Дом Паука А.А. и Зоси был восстановлен на том же месте.

Если Вы собираетесь подготовить материал об авиационных происшествиях в небе над Линово, то может быть найдутся среди людей старшего поколения свидетели ещё двух катастроф, происшедших в 1944 – 1946 г.г. Одна из них почти курьёзная и без человеческих жертв – знаменитый У-2 аккуратно сел на крышу сарая одного из домов в районе шоссе. Вторая катастрофа имела весьма трагические последствия (если последствия первой катастрофы я видел своими глазами, то о второй только слышал рассказы). Говорили, что пролетавший над Линово пассажирский самолёт сопровождали два истребителя. Поскольку скорости у них были разные, истребители должны были совершать маневры, поочередно то приближаясь, то удаляясь от пассажирского самолёта. При выполнении одного из маневров истребители столкнулись почти лоб в лоб. Обломки падали в районе рощи восточнее Линевочки. Оба пилота погибли. Их выбросило из кабин. У одного раскрылся парашют, а тело второго собирали по частям.

Рассказ получился похожим на сценарий к фильму ужасов. Но так было.