Из родословной В.П.Добрыниной

Материал публикуется с разрешения автора

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ДЕРЕВНИ

Вэчоркі – Замуж хочется – “Верую”

Зимой темнеет рано, свободного времени много, но долгие вечера не кажутся такими уж скучными, когда молодёжь собирается вместе. Слышала я в детстве от бабки Огапы, как в её молодые годы собирались в хату на “вэчоркі́ “. На “вэчоркі́ “ деревенские девушки собирались ещё с поздней осени. Время проводили с пользой: “плевали деду в бороду”, т.е. пряли “кудэлю” (лён), шили. Заглядывали к ним на огонёк и хлопцы (парни). Как же! Это был “конкурс красоты” деревенского масштаба того времени – смотри, выбирай. Если которая не по нраву, могли и подшутить: поджечь лён, привязанный к пряснице. К рыжеволосым отношение было скептическое. Единственная на всю деревню она не пользовалась вниманием женихов.

На коминку (дымоход от печи) над плитой – керосиновая лампа со стеклом семилинейным или пятилинейным (малым, были побольше размеры) или вообще без стекла, а не то и лучина (щепка горящая) – такое освещение. Хлопцы тоже не сидели сложа руки: каждый мог показать своё умение – отремонтировать прялку, домашнюю утварь, вырезать из дерева ложку, сплести кош (корзину). Здесь не было скучно: рассказывали разные весёлые “здарэнні” (частенько о своих односельчанах), вспоминали таинственные и загадочные местные предания и легенды.  Пряли в осенне-зимнее время по вечерам до “другіх і трэціх пеўнёў” – спать некогда было. Ценилась тонкая, ровная нитка. Пальцы смачивали слюной, а для этого клали в рот кислую ягоду клюквы. Сон разгоняли шутками, рассказами. Говорили: сколько в “Пилиповку” (Филипповку, Рождественский пост) напрядёшь, столько в Великий пост натчёшь.

 

Нередко такие “трудовые вэчоркі” заканчивались песнями и танцами под гармошку, иногда, невзирая на пост, вэчоркі ладились где-нибудь в просторной хате, арендованной на вечер, а то и не на один. К вэчоркам готовились практически так же, как и теперь. В первую очередь продумывали и готовили наряды (отглаживали утюгом на углях или «качалком» ‒ это с ручкой рифлёный брус и валик). Организовывали танцы, для чего непременно собирали свой оркестр: гармошка, скрипка, трещотки, бубен.

Позже «вэчоркі” стали именоваться просто “танцамі” и могли проходить в клубе или Доме культуры. Ну, а со временем обрели название “дискотеки”.

…Девушку никто замуж не брал – слеповата была. Решила она схитрить. Заранее положила иголку на пол, а вечером, когда собрались девчата, хлопцы, вдруг “увидела” иголку. Надо же! В потёмках иглу заметила, а говорят, слепая…

…Хлопец из бедной-бедной семьи решил невесту найти побогаче. Перед тем, как идти “на вэчоркі”, съел горсть соли. Пришёл  в хату, где девчата лён пряли, и целый вечер воду попивал, приговаривая, что, мол, мяса наелся соленоватого. Удивляются девки: тут раз-два в году на праздники мясо видишь на столе, а он в будний день обжирается. Не бедная, значит, семья у них, а просто умеют жить, не выставляя богатство своё “напоказ”. Да и хлопец работящий, хозяин хороший будет. А что, жених подходящий!

Вспоминала Огапа, как в Ольшанах  “Колюн (Николай) ехаў на возі чэрэз Мікіцкі лес. Бачыт – пэнь на дорозі. Узваліў на воз – на подпал (на растопку) смольняк будэ. Доўго блудзіў по лесі, хоч дорога прамая была. А потым конь як уздыбіўса, заржаў. Глядзь, а на возі нэ пэнь – чорт з рогамі. Зароготаў нэчысты, скочыў з воза, і тоды Колюн еле дохаты добіўса”.

Конкретное место, конкретный человек, как не поверить Огапе? Мама, удивляясь, говорила, что и ей с детства помнится, как мужчины, собравшись “на вэчоркі”, рассказывали истории с ужасными приключениями. Какие-то мужчины были пуганые.

…Кинофильмов и телевизоров не было. Радио не было!

И столько было подобных случаев в Ольшанах в далёкой молодости моих бабушек, что малой мне казалось, на каждом шагу человека подстерегает нечистая сила и, защищаясь от неё, надо, по совету бабы Олеси, вокруг себя очертить круг на земле, креститься, читать молитву “Верую”.

Я пошла в школу. Читая сказки, вспоминала россказни из Ольшан.

Теперь другие истории: зарезали, убили, увезли в рабство. Причём это происходит не только в России, Беларуси, а по всему миру. Уже нет того доверия к незнакомцу, постучавшему в дверь, которая и днём на замке. Раньше в деревне никогда дверь не закрывалась на замок, если шли к Крацам (соседям) на час-два. Ещё я в 1980-м, не закрывая дверь на ключ, уходила на огород, в магазин. В Сельце до наших дней сохранился обычай не запирать дверь. Если дверь подпёрта веником или какой-то палкой, значит, хозяева ненадолго отлучились.

Ученики Линовской средней школы записали большое количество старинных песен д. Ольшаны – Оранчицы: «Зіма з летом встрэчаецца, Про здороўечко пытаецца. Ой, бывай, холодна зімочка, Мы встрэчаем цёплэ летэчко”…, “…Гэй, гэй, вэсна, гэй, гэй, красна! Ой, шчо ж ты нам прынэсла? Малым дзеткам по еечку, старым бабам по кіечку”…, “Юр’я, уставай рано, Хутчэй мыйса бело. Возьмі з собой ключы, Одомкні зэмліцу, Выпусці росіцу І проросці травіцу”, “Воўк бушуе, Вэсну чуе. Ворон грачэ, Есці хочэ. Дзеўка плачэ, Замуж хочэ. Нэ бушуй, воле, Выйдзі ў поле”…, “Слава Богу, шчо вэсна прышла, І я молода коло жыта пошла. Святы Юрэй, святы Юр’ечко, Зародзі добрэ жытэчко! І на корэнь корэністэе, І на колос колосістэе, Коб у трубы покачалоса, Коб я молода нажаласа”… – это песни весеннего календарно-обрядового цикла, которые пели и в Ольшанах.