LiveInternet counter
Flagcounter
Flag Counter
Аднакласнікі

УЧИТЕЛЬ В БЕЛАРУСИ: КУДА ИДЕМ? Открытое письмо премьер-министру Республики Беларусь А.В.Кобякову

Брестский курьер

УЧИТЕЛЬ В БЕЛАРУСИ: КУДА ИДЕМ? Открытое письмо премьер-министру Республики Беларусь А.В.Кобякову

Иван ДРИГАЙЛОВСКИЙ, ветеран-педагог, г. Брест

Уважаемый Андрей Владимирович!

Хочу поделиться с Вами некоторыми своими мыслями о роли и месте, статусе и престиже учителя в современном обществе, о соответствии его духу времени и профессии, о совершенствовании педагогического мастерства педагогов и их аттестации, о проблемах учительской профессии и их решении.

Необходимое предисловие

Во все времена учитель был источником знаний, разума, света, высокой культуры, нравственности, счастья и радости. Всё, что есть прекрасного в каждом из нас, всё это от лучей солнца, молока матери и творческого горения учителя. В учительстве заложена великая миссия преемственности поколений, нравственного и духовного совершенствования, личности, поддержания на должном уровне интеллектуального потенциала страны, творения человека. На них держится наша Земля. Вот почему должность учителя была почётна, ответственна и чтима у всех народов и во все времена.

Вспомним Александра Македонского, увековечившего себя не только как гениального полководца, но и как автора звучащих, словно заповедь, слов о своём учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю обязан всем тем, что даёт ей цену».

Сам же Аристотель говорил: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую».

 

Зарплата «сеятеля разумного…»

Во всем цивилизованном мире, во всех высокоразвитых странах должность учителя самая важная, высокооплачиваемая. У нас же – всё до наоборот: учитель по-прежнему в обществе изгой, влачит жалкое существование, зарплата одна из самых низких в стране, авторитет его, как говорится, ниже плинтуса.

Окинем взглядом последние несколько лет. Согласно данным кандидата исторических наук Леонида Цыганкова («Народная Воля» от 15.04.2013) средняя зарплата в стране в декабре составила 4 млн. 741 тысячу рублей, или 553,5 доллара в эквиваленте. В этот период по Министерству образования составила 2 млн. 762 тысячи рублей (332 доллара США), или 74% от средней зарплаты в стране. Педагогических работников – 3 млн. 530 тысяч рублей, или 81,8% от уровня в стране. Среднемесячная зарплата учителя – 3 млн. 279 тысячи рублей, или 87,7%.

В том же году (2012) зарплата учителей Казахстана в долларовом эквиваленте составляла – 420, России – 717, Германии – 3,9 тысячи, Финляндии – 2,6 тысячи, Франции 2,2 тысячи, Англии – 2,5 тысячи долларов. А у нас, как указывалось ранее – всего  лишь 332 доллара.

В декабре 2014 года начисленная среднемесячная зарплата в стране составила 6 млн. 805 тысяч 978 рублей (630 долларов), в образовании – 4 млн.746 тысяч 655 рублей (440 долларов), или 70% от средней зарплаты по стране. В декабре 2015 г. среднемесячная зарплата в стране 7 млн. 424 тысячи 092 рубля (410 долларов), в образовании – 5 млн. 209 тысяч 596 рублей (288 долларов), или 70% от уровня в стране.

Во втором квартале с.г. начисленная среднемесячная заработная плата в образовании составляла 5.211.367 неденоминированных рублей,  а в ноябре прошлого года она была больше – в среднем 5.977.000 рублей, или 342,8 долларов.

Сравним зарплату современного учителя с зарплатой учителя царской России (из той же статьи Леонида Цыганкова): среднегодовая зарплата рабочего в Российской империи (частью которой были и земли современной Беларуси) в 1913 году составляла 320 рублей, т.е.27 рублей в месяц. Исходя из золотого эквивалента рубля тогда и сегодня (2012 г.), исследователи выводят современную цифру среднемесячного дохода. 27 рублей 1913 года равняются 9,5 млн белорусских рублей в декабре 2012 года.

А вот учитель начальной школы в царской России получал 25 рублей, учителя гимназии 85-105 рублей. Получается, что учитель начальной школы должен сегодня получать около  9 млн. рублей, гимназии – 40 миллионов!

Кстати, во время ВОВ, в годы самых тяжелейших испытаний всего народа, советский учитель получал зарплату наравне с рабочими. Так государство ценило труд учителя.

Нагрузки и перегрузки

В последние годы в стране проводились неразумные, непродуманные, на мой взгляд, даже вредные эксперименты над учителем и его свободным временем: то его отпуск сокращали, то разрывали, то не полностью оплачивали, то снова возвращались к изначальному. Забывая о том, что «свободное время учителя – это корень, питающий ветви педагогического творчества» (В.А. Сухомлинский).

И поныне идёт спекуляция вокруг недельной нагрузки учителя. Сейчас она доведена до 20 часов в неделю, а в 70-80-е годы была всего лишь 16 часов.

Советское правительство, зная о том, что педагоги, подобно космонавтам, испытывают в своей работе непосильные перегрузки, рассматривало проект о снижении недельной нагрузки учителя до 12-14 часов.

Полагаю, следовало бы научно установить недельную нагрузку учителя и законодательно её закрепить.

Современный учитель стал многопрофильным специалистом. И, как в народе говорят, он и мастер, и кузнец, и на дудочке игрец. Да, он у нас и няня, и посыльный, и экскурсовод, и культработник, и физрук, и торговый работник, занимающийся платными услугами, и организатор походов учащихся на хоккейные и футбольные матчи, да и многое,  многое другое.

Мне думается, что сейчас нам нужно больше думать не о дальнейшей загрузке учителя, а о его разгрузке от всякой писанины, множества «бумажных» отчетов и информаций, составления различных планов и проектов, участия во всякого рода «заседаниях» и других мероприятий. Всё, что не свойственно функциям учителя, должны исполнять организации, призванные это делать: ЖКХ, профсоюзы, молодёжные, спортивные, культурно-просветительные, идеологические службы и другие организации, центры и службы.

Чем больше загружаем учителя, тем больше обедняем его духовный мир и заставляем бесцельно тратить его драгоценное время.

Нужно всё сделать, чтобы время учителя использовалось рационально и с пользой.

По мнению специалистов, нелёгкий учительский труд приравнивается к одному из самых напряженных, психических и эмоционально затратных видов деятельности, связанных с большими нервными перегрузками и стрессовыми ситуациями.

Специфика педагогической деятельности, многоплановость профессии при выполнении разных видов деятельности (обучение, воспитание, контроль и оценка успеваемости, ведение различной документации), широкий круг обязанностей, увеличение нагрузки, с постановкой более сложных задач, работа с педагогически запущенными детьми, выполнение несвойственных функций, бесконечные проверки и контроль и др. приводят к возрастанию психических, физических и нравственных перегрузок.

По мнению психологов, учитель испытывает такие же  нервные перегрузки и стрессы, что и лётчики-испытатели.

Отсюда у учителей многие хронические заболевания: сердечно-сосудистые, кишечно-желудочные, сахарный диабет, спазмы сосудов, проблемы голосовых связок, нервное истощение, душевная усталость к 40-50 годам. А чуть позже многие из них по состоянию здоровья становятся профессионально непригодными.

Поэтому не случайно мудрый советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы к 25-30 годам работы в школе, когда человек поднимается в зенит педагогической мудрости, он чувствовал бы себя опустошенным и бессильным… Учитель должен быть бодрым и неутомимым».

Учитель уже после 5-6 лет работы в школе нуждается в оздоровлении. Раньше оздоровлением педработников занимался республиканский отраслевой профсоюз. Ныне же оздоровление учителей — дело рук самих учителей. К сожалению, у нас нет государственной программы оздоровления работников отрасли, так как нет такой работы по созданию здоровьесберегающей среды в учреждениях образования.

До сих пор остаётся открытым и вопрос, кто же и как должен обеспечивать управление здоровьем работников образования.

Под женским крылом

Не может не вызвать тревогу и феминизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Дети с самого рождения в семье, с детского сада и до окончания средней школы, а затем в среднеспециальных учебных заведениях и вузах встречаются, в основном, с преподавателями-женщинами.

В школах республики работает 99883 педагогов (включая руководителей), из них только 13,4% мужчин; учителей начальных классов (без руководителей учреждений) 22029 человек, в 1-11 классах, преподающих отдельные предметы 67754, мужчин – 17,4%,  из них преподают в начальных классах 11774, мужчин – 18%; из 150 директоров начальных учреждений мужчин – 9,3%; из 432 директоров базовых учреждений мужчин – 36,4%; из 492 заместителей директоров базовых учреждений мужчин – 5,7%; из 6465 заместителей директоров средних учреждений мужчин – 4,9%.

Женщины стали материальной силой системы образования, да не только образования, но и учреждений культуры и здравоохранения.

Да, наши женщины могут всё: и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти, и заменить мужчин во многих профессиях и стать не только детей, но мужчин воспитательницей, и страной руководить. И это похвально. Но в этом есть и свои отрицательные стороны.

Женщины теряют свои природные качества и невольно приобретают мужские. Из хранительницы домашнего очага они вынуждены стать добытчицами, кормильцами, защитниками, воинами в борьбе за выживание своих семей. Не может быть полноценного воспитания, если с самого рождения и до совершеннолетия дети общаются, в основном, с педагогами-женщинами. Я уж не говорю о количестве неполных и неполноценных семей. И дети многое недополучают, видя только женскую модель поведения.

А кто же будет воспитывать у наших мальчиков такие качества, как мужество, стойкость, твёрдость духа, несгибаемость, честь, достоинство, гражданский патриотизм, высочайшую ответственность и любовь к родителям, семье, людям, Родине?

Да, как известно, слово, сказанное учителем-мужчиной, воспринимается иначе, чем слово преподавателя-женщины. Школа нуждается в учителях-мужчинах, без них нет полноценного воспитания и будущего наших детей.

Грустно сознавать, что этой проблемой ни Советская власть, ни одно правительство Беларуси никогда не занималось.

Феминизацией озабочены и многие другие страны. Например, очень высок процент занятости женщин в общеобразовательных структурах Российской Федерации: преподавателей-женщин в общеобразовательных школах 84,2%, в вузах – 6,8%, деканов факультетов – 31%, ректоров вузов – 7%.

Что касается расстановки сил по гендерному принципу в странах Европы, США, Канаде и Англии, то, по мнению специалистов, количественное соотношение учителей-женщин и учителей-мужчин стабильно, хотя и не одинаково. К примеру, в США и Франции поровну, а в Канаде и Англии мужчин чуть больше, чем женщин.

Когда же процент учителей-мужчин в странах Западной Европы упал за пять лет с 54% до 50%, правительства этих стран забили тревогу, разработали национальные программы по привлечению мужчин в школы, подняли заработную плату, выделили специальные пособия, ввели льготы.

И нам следует поступить таким же способом.

Ведущий сотрудник института теории и педагогики РАО, кандидат педагогических наук Людмила Писарева указывает нам путь, по которому мы должны идти: «Опыт российских реформ показал, что как только отрасль или профессия становится высокодоходной, туда устремляются потоки мужской рабочей силы и наоборот».

Так пусть же и наша отрасль будет привлекательной для мужчин!

УЧИТЕЛЬ В БЕЛАРУСИ: КУДА ИДЕМ? Часть 2

Школа нуждается в мужчине

Не может быть полноценного воспитания, если с самого рождения и до совершеннолетия дети общаются, в основном, с педагогами-женщинами. Я уж не говорю о количестве неполных и неполноценных семей. И дети многое недополучают, видя только женскую модель поведения.

А кто же будет воспитывать у наших мальчиков такие качества, как мужество, стойкость, твёрдость духа, несгибаемость, честь, достоинство, гражданский патриотизм, высочайшую ответственность и любовь к родителям, семье, людям, Родине?

Да, как известно, слово, сказанное учителем-мужчиной, воспринимается иначе, чем слово преподавателя-женщины. Школа нуждается в учителях-мужчинах, без них нет полноценного воспитания и будущего наших детей.

Грустно сознавать, что этой проблемой ни Советская власть, ни одно правительство Беларуси никогда не занималось.

Феминизацией озабочены и многие другие страны. Например, очень высок процент занятости женщин в общеобразовательных структурах Российской Федерации: преподавателей-женщин в общеобразовательных школах 84,2%, в вузах – 6,8%, деканов факультетов – 31%, ректоров вузов – 7%.

Что касается расстановки сил по гендерному принципу в странах Европы, США, Канаде и Англии, то, по мнению специалистов, количественное соотношение учителей-женщин и учителей-мужчин стабильно, хотя и не одинаково. К примеру, в США и Франции поровну, а в Канаде и Англии мужчин чуть больше, чем женщин.

Когда же процент учителей-мужчин в странах Западной Европы упал за пять лет с 54% до 50%, правительства этих стран забили тревогу, разработали национальные программы по привлечению мужчин в школы, подняли заработную плату, выделили специальные пособия, ввели льготы.

И нам следует поступить таким же способом.

Ведущий сотрудник института теории и педагогики РАО, кандидат педагогических наук Людмила Писарева указывает нам путь, по которому мы должны идти: «Опыт российских реформ показал, что как только отрасль или профессия становится высокодоходной, туда устремляются потоки мужской рабочей силы и наоборот».

Так пусть же и наша отрасль будет привлекательной для мужчин!

Да, как известно, слово, сказанное учителем-мужчиной, воспринимается иначе, чем слово преподавателя-женщины. Школа нуждается в учителях-мужчинах, без них нет полноценного воспитания и будущего наших детей.

Грустно сознавать, что этой проблемой ни Советская власть, ни одно правительство Беларуси никогда не занимались.

Феминизацией озабочены и многие другие страны. Например, очень высок процент занятости женщин в общеобразовательных структурах Российской Федерации: преподавателей-женщин в общеобразовательных школах 84,2%, в вузах – 6,8%, деканов факультетов – 31%, ректоров вузов – 7%.

Что касается расстановки сил по гендерному принципу в странах Европы, США, Канаде и Англии, то, по мнению специалистов, количественное соотношение учителей-женщин и учителей-мужчин стабильно, хотя и не одинаково. К примеру, в США и Франции поровну, а в Канаде и Англии мужчин чуть больше, чем женщин.

Когда же процент учителей-мужчин в странах Западной Европы упал за пять лет с 54% до 50%, правительства этих стран забили тревогу, разработали национальные программы по привлечению мужчин в школы, подняли заработную плату, выделили специальные пособия, ввели льготы.

И нам следует поступить таким же способом.

Ведущий сотрудник Института теории и педагогики РАО, кандидат педагогических наук Людмила Писарева указывает  путь, по которому мы должны идти: «Опыт российских реформ показал, что как только отрасль или профессия становится высокодоходной, туда устремляются потоки мужской рабочей силы, и наоборот».

Так пусть же и наша отрасль будет привлекательной для мужчин!

Почему уходят педагоги?

За последние годы произошла большая утечка кадров из учреждений образования, учителя бегут из школы, как чёрт от ладана. Бегут из-за своей неустроенности, нищенского существования, низкой зарплаты, духовной опустошенности, нравственной неудовлетворенности, неуверенности в своём будущем и др.

Уходят педагоги не только из-за вышеперечисленных причин, но и от отсутствия достойного их подвижнической деятельности социального статуса, правовой защищённости. Учитель бессилен перед любым чиновником, авторитарным руководителем учреждения образования. Его могут унизить, оскорбить, обидеть любой нерадивый ученик, скандальный родитель, руководитель школы, представители власти. И никто за это не несёт ответственности.

Учитель должен быть неприкасаемым так же, как и депутаты парламента, члены правительства, работники милиции и другие.

Как грустно сознавать, что школу покинули лучшие из лучших, самые талантливые, неординарные и самобытные педагоги! А воспитать их не так-то просто. Для этого потребуются годы, десятилетия. Таких учителей сейчас в школе единицы. Их роль бесценна, а цена непостижима. Без талантливых учителей не вырастить талантливых учеников.

Об этом чётко и ёмко говорил В.А.Сухомлинский: «…Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики – нет и талантливых учеников…».

Что такое СОП и БУП?

Да, много накопилось в образовании проблем, нерешённых задач.

Ныне властные структуры, специалисты и общественность пришли к единодушному мнению о том, что образование, сам учитель не соответствуют современным требованиям, духу времени. Все сошлись в одном: нужно повышать социальный статус учителя. Это первостепенная задача. Она очень сложная, многоплановая, требующая комплексного подхода. И начинать нужно, как советуют многие специалисты и общественные деятели, со стимулирования труда учителя.

Выступая 19 декабря 2002 года по проблемам загрузки учащихся и учителей, президент РФ В.В.Путин справедливо заметил, что в связи с тем, что оплата учителей привязана к объёму работы, они стремятся работать больше и, соответственно, увеличивают нагрузку на учеников, а посему загрузка детей и самих педагогов «запредельная». Он предложил подумать, «как снизить загрузку, не уменьшая при этом зарплату учителей».

Точно такие же проблемы и у нас. Есть много вариантов их решения. Но мне больше всего импонирует переход к штатно-окладной системе оплаты труда учителей (СОП). Суть перехода к новой СОП, по мнению её авторов, состоит в уходе от школьной почасовой и переход оплаты труда учителя на штатно-окладную. Здесь нет ничего нового. Так устроена СОП в вузах и техникумах.

Авторы считают, что для перехода к новой СОП и устранения недостатков действующей системы необходимо введение нового формата (новой структуры) базисного учебного плана школы (БУПа). И БУП по своему формату должен быть не недельной сеткой часов, но – как в стандартах высшего образования – указывать по годам обучения предметы с общей суммой часов по каждому из них.

Авторы приводят примерную структуру нагрузки учителя:

36 часов (рабочая неделя ТК РБ);

45 рабочих недель (из 53 недель в году у учителя 8 недель отпуска) =1600 часов в году. Из них уроков 700 часов в год (45% общего объёма работы), 20 часов в неделю (только в течение 35 недель в году, поскольку имеются и каникулы).

Вторая нагрузка 900 часов – 55% общей нагрузки «приведенных на неделю 20 часов (в каникулярное время относительно больше времени уходит на этот компонент, ибо нет уроков; кроме того, сюда включены и обязанности по подготовке к урокам, проверки тетрадей и др.

Размеры этого письма не позволяют подробно остановиться на этом варианте. Одно можно сказать, что в нем есть много полезного и рационального. Такая система оплаты труда учителя существует во всех школах за рубежом, в вузах и техникумах России и у нас. Поурочная же оплата труда учителя нигде не используется.

Где вы, новаторы и лидеры?

Высокие требования предъявляются и к носителям знания. В школу должны прийти учителя нового типа: учителя-подвижники, мастера, профессионалы высокого уровня, компетентные специалисты с широким кругозором знаний, новаторы, исследователи, лидеры, актеры, сказочники, волшебники, кудесники творчества; специалисты, обладающие даром любви, дружбы, общения, интуиции и предвидения, понимания; наделённые качествами добротолюбия, человеколюбия, великодушия и милосердия.

Где их взять? Их нужно растить, учить, воспитывать, лелеять и беречь. Для этого можно было бы разработать государственную программу дальнейшего совершенствования профессионального мастерства учителя, его аттестации, используя свой накопленный опыт, опыт школ РФ и зарубежных стран. Спланировать так, чтобы каждые 2-3 года учитель, как по матрице, продвигался вверх в своём профессиональном мастерстве и квалификации.

Полагаю, в связи с  этим следовало бы повысить требования к проведению аттестации учителей. Наряду с существующими способами и методами учителю следовало бы периодически сдавать экзамены по определённой программе, проводить творческие отчеты о проделанной работе по избранной педагогической теме, своему накопленному опыту, защиту диссертаций по разным проблемам, использовать технологии, портфолио и др.

Было бы полезным, если бы с целью стимулирования для профессионального развития педагогов посылали в зарубежные учреждения образования.

Желательно разработать систему карьерного роста учителя, используя зарубежный опыт. Например, в Сингапуре существует такая система градаций:

Первая – административная карьера;

Вторая – карьера «старшего учителя», к которому коллеги из своей школы в любой момент обращаются за консультацией.

Третья – карьера «учителя-мастера», чьи уроки будут посещать коллеги из других образовательных учреждений. Фактически, педагог-мастер занимается повышением квалификации учителей на уровне страны.

В Англии сейчас три ступени карьерного роста учителя: учитель, старший учитель и учитель-мастер.

Три градации появились и в специализациях: учитель, учитель-специалист и учитель – старший специалист (он получает право консультировать коллег из других школ).

Полагаю, что и нам следовало бы ввести три ступени карьерного роста учителя: учитель-мастер, учитель-новатор и учитель-исследователь, оставив прежнюю квалификационную градацию.

 

Учитель в Беларуси: куда идем? (Окончание)

 Следуйте за Сухомлинским

Учительская профессия, как известно, творческая. Поэтому разумно поступают те руководители учреждений образования, которые следуют совету В.А. Сухомлинского: «…если вы хотите, чтобы педагогический труд доставлял учителю радость, чтобы ежедневные уроки не стали скучной, однообразной повинностью, процедурой, ведите каждого учителя на дорогу научно-педагогического исследования».

Учреждения образования должны быть превращены в экспериментальные площадки для апробации новых учебников, новых педагогических, инновационных технологий, изучения тех или иных педагогических идей и др. Было бы целесообразно, чтобы этой работой руководили научные сотрудники региональных педагогических университетов и институтов.

О, Заслуженный!..

Одним из факторов повышения социального статуса учителя является моральное стимулирование педагогов. К сожалению, система стимулирования педагогического труда в нашей стране, мягко говоря, не соответствует духу времени, сути педагогической деятельности вклада учителей в решение многих государственных задач.

В Бресте в сфере образования занято 5257 педработников, из них 3261 учитель. И только трое из них носят почётное звание «Заслуженный учитель Республики Беларусь», и 26 человек награждены знаком «Отличник образования Республики Беларусь». Годами, десятилетиями никому не присваивали звания «Заслуженный учитель РБ», несмотря на неоднократные представления учебных заведений и органов образования районов города.

Среди учителей города бытует мнение, что в стране легче получить звание «Герой РБ», чем «Заслуженный учитель РБ».

Кто же отбирает претендентов для награждения? Ответ ясен: это чиновники, далёкие от образования, люди, не знающие и не понимающие сути педагогической деятельности, каторжного труда педагогов и ценностей вклада работников отрасли в воспитание  и формирование подрастающего поколения и в решение многих государственных задач.

Как можно судить о том, чего не знаешь, не понимаешь и в чём не разбираешься? Ведь где нет стимулирования труда, там чёрствость, равнодушие, мёртвая зона, застой; там нет движения вперёд, там не будет великих достижений и побед. Такая система порочна и позорна для страны. Она должна быть кардинально изменена к лучшему.

Владеть багажом знаний

Мы всё время занимаемся преувеличением советской системы образования, суть которой – дать сумму знаний, и чем больше, тем лучше. В своё время она действительно была лучшей. Жить без прошлого нельзя, но жить только прошлым, значит, идти назад. И мы забываем о том, что на дворе XXI век.

Ныне знания через 1,5 – 1,8 лет удваиваются. И сегодня стоит задача, как получить эти знания. Очень чётко определил это академик А.Н. Несмеянов: «…Главное, что должно дать образование, – это не багаж знаний, а уменье владеть этим багажом».

Вот этому должны учителя учить учащихся. Полагаю, что после введения и утверждения нового статуса учителя нам следует отменить контрактную систему в нашей отрасли. Опыт показывает, что именно она отторгла, оттолкнула, «вымыла», по слову нашего президента, из системы образования лучших из лучших, неординарных, талантливых учителей.

Мы доверяем учителю готовить будущее страны, но не доверяем в работе. Заключить контракт с учителем — всё равно, что простолюдинам, грешникам заключить контракт со своим наставником, учёному – с высшим Разумом, а человеку – с Всевышним.

Реформы!

Вышеуказанные  и многие другие проблемы образования и учителя не решить без реформы общеобразовательной школы.

Кто бы и что бы ни говорил о реформах, но они – локомотив прогресса человечества. Вспомним высказывания великих мира сего по этому вопросу.

«Государство, не имеющее средств на то, чтобы реформироваться, не имеет и средств на то, чтобы существовать по-старому» (Эдмунд Бёрк, английский публицист и философ). Великий реформатор России Петр Столыпин говорил: «Дайте двадцать лет покоя, и я реформирую Россию». Президент Франции Шарль де Голль убеждённо восклицал: «Да – реформам, нет – бардаку!» А вспомним реформы («новый курс») американского президента Франклина Рузвельта, выведшие США из депрессии, глубочайшего кризиса и за 15 лет превратившие её в могущественное государство с мощной экономикой и великим благосостоянием народа. А китайское экономическое чудо? Оно ведь свершилось только благодаря реформам великого китайского реформатора Дэн Сяопина.

В связи с вышеизложенным, прошу вас поручить соответствующим службам разработать:

  1. Государственную целевую комплексную программу «Одарённые дети и молодёжь».
  2. Реформу общеобразовательной школы.
  3. Закон об учителе:
  • О повышении статуса учителя общеобразовательной школы.
  • О штатно-окладной системе оплаты учителей общеобразовательной школы.
  • О системе мер по повышению престижа педагогической профессии.
  • О системе мер стимулирования труда педагогических кадров.
  • О неприкосновенности личности учителя.
  • О системе мер по привлечению мужчин к работе в учреждения образования.

P.S. Принимая доклад 9 августа 2016 года о подготовке учреждений образования РБ, президент страны А.Лукашенко сказал: «Ситуация с материальным обеспечением учительства дальше нетерпима, поэтому давайте учителям нагрузки настолько, насколько он должен быть загружен, но будем платить достойную зарплату. Мы учителя не потеряем: учителя были и всегда будут. Но мы вымываем самые сильные кадры из системы нашего образования, прежде всего школы. Мы теряем самых лучших учителей…»

1 комментарий: УЧИТЕЛЬ В БЕЛАРУСИ: КУДА ИДЕМ? Открытое письмо премьер-министру Республики Беларусь А.В.Кобякову

  • Я сам бывший учитель. Два раза приходил работать в школу и оба раза в ужасе бежал прочь! А причины этого автор замечательно изложил в своём письме. Низко кланяюсь автору и подписываюсь под каждым его словом!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

Падпісацца на RSS

Калі ласка, увядзіце email адрас:

Delivered by FeedBurner

Архівы
Надвор’е ў Лінова
Ритуальная фурнитура
Музей истории вычислительной техники
Ліноўская СШ
budzima-by
МОВА НАНОВА