16 ноября 1871 г. открылось регулярное движение на участке Смоленск – Орша – Борисов – Минск – Брест (632 версты), что ознаменовало окончание строительства Московско-Брестской железной дороги [Путеводитель по Александровской железной дороге. Москва, 1912. С. 6].

Mapa szesciu guberni Litwy i Bialej Rusi. 1900
Mapa szesciu guberni Litwy i Bialej Rusi. 1900

Mapa szesciu guberni Litwy i Bialej Rusi. 1900

1915-KdwR_P32_Malecz
Karte des westlichen Rußlands (P32 Malecz) 1915

Karte des westlichen Rußlands (P32 Malecz) 1915

1915_Sekt._III_WILNO_BRZESC_LITEWSKI_MINSK 1915

Желіьзныя дороги Россіи. Изданіе о-ва “Картографиеское заведеніе А.Ильина”  1 сентября 1918 г.

Sek III. WILNO.BRESC LITEWSKI. MINSK 1915

Mapa sieci kolei zelaznuch Panstawa Polskiego. 1920
Mapa sieci kolei zelaznuch Panstawa Polskiego. 1920

Mapa sieci kolei zelaznuch Panstawa Polskiego. 1920

1931-P39_S39_MALECZ
P39 S39 Malecz. 1931

P39 S39 Malecz. 1931. На карте пунктирной линией обозначена узкоколейная дорога Линово – Пружаны

1939-KARTE-VON-POLEN
Karte von Polen. 1939

Karte von Polen. 1939


В 1898 г. появился государственный проект железнодорожной линии Гродно – Волковыск – Кобрин. Узнав об этом, жители Пружан обратились с ходатайством о проведении этой дороги через их город. Проект так и не осуществили, однако, когда появился императорский указ о сооружении магистрали Бологое – Седлец, то уездный предводитель дворянства и пружанское городское управление обратились к гродненскому губернатору с просьбой походатайствовать о проведении ее через уездный центр. На соответствующий запрос губернатора министерство путей сообщения дало отрицательный ответ – путь на Седлец через Волковыск не мог быть изменен[Национальный исторический архив Беларуси в Гродно (далее: НИАБ в Гродно). Ф. 13. оп. 1. д. 177. л. 1 – 2, 5.].

Накануне Первой Мировой войны в Киевский порайонный Комитет по регулированию массовых перевозок грузов по железным дорогам поступило ходатайство о строительстве железнодорожного пути от Ружан до станции Озерница Полесских железных дорог. 18 июня 1914 г. комиссия Комитета в принципе одобрила замысел, однако предложила вести линию не на Озерницу, как предлагалось, а на Волковыск через Новый Двор и Порозово, и просило правление Полесских дорог провести предварительные изыскания[НИАБ в Гродно. Ф. 13. оп. 1. д. 1257. л. 5.].

В Западной Беларуси железнодорожная колея была перешита по западноевропейскому стандарту. В строй здесь вошли линии Пружаны – Оранчицы и Воропаево – Друя (1932 г., 89 км)[Хачатуров Т.С. Железные дороги западных областей Белоруссии и Украины. Москва, 1940. С. 12, 18.].


ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОРАНЧИЦЫ-БЕЛОВЕЖ

Строительство было начато в 1940 году. Согласно плана железнодорожного строительства на дорогах Юго-Запада, Запада и Северо-Запада СССР железнодорожная линия Оранчицы—Беловежа в 1941 году  должна была быть  запущена в строй На это строительство государство планировало выделить в 1941 году 10 млн. рублей.

Строительство было поручено 9-ой железнодорожной бригаде. На 1940 год 9-я отдельная железнодорожная бригада дислоцировалась в Выборге, в составе бригады были 1-й отдельный восстановительный батальон, 4-й отдельный восстановительный батальон и 38-й отдельный плотничный батальон. Часть бригады переброшена в 1940 году из Выборга на станцию Оранчицы Брестской области и в мае 1941 года отправлена в город Беловеж (ныне территория Польши), где строила железную дорогу от Беловежа до Оранчиц. Штаб 9-й железнодорожной бригады располагался в Грудках.

Из книги Г.А. Куманева

“с весны 1941 г. работы по техническому перевооружению западных приграничных магистралей были все же ускорены. Сюда были переброшены почти все железнодорожные войска НКО и НКПС. С Дальнего Востока на территорию Киевского военного округа передислоцировались части Особого корпуса железнодорожных войск, которые также направлялись на работы по развитию и усилению приграничных коммуникаций и /40/ строительству новых линий Оранчицы – Беловежа – Бельск, Киверцы – ЛУЦК – Войница, Тимковичи – Барановичи, Вапнярка – Ямполь – Могилев-Подольский. Для этой же цели в приграничных округах, кроме имевшихся там отдельных железнодорожных полков, было сформировано еще 8 новых железнодорожных бригад, подчиненных Наркомату обороны СССР. Начатые работы планировалось закончить к концу 1941 г. Внезапно разразившаяся война застала их в самом разгаре. Воины-железнодорожники успели проложить новые пути и увеличить пропускную способность линий и участков лишь в небольших масштабах”. [стр. 40-41 книги Г.А. Куманева]

В послевоенный время в результате геополитических изменений в Центрально-Восточной Европе железнодорожное строительство в Беларуси потеряло те стимулы, которые ранее обеспечивали ее развитие. Отошли в прошлое военно-стратегические соображения. Теперь они имели значение скорее при прокладке и реконструкции шоссейных дорог, например, Москва – Брест или Минск – Лида – Гродно. Львиную долю перевозок взял на себя автомобильный транспорт. Кроме того, советское руководство предпочитало развивать трубопроводный транспорт для перекачки нефти и газа с Востока на Запад. Ряд железнодорожных коридоров из Беларуси дальше в Европу для советской экономики оказался лишним.

В их число попали железнодорожные перегоны Гродно – Сувалки, Барановичи – Белосток, Волковыск – Седлец, Брест – Белосток, Брест – Холм – Люблин. Конечно, никто уже не ставил вопрос и о возобновлении начатого в 1940 – 1941 г. строительства железной дороги Оранчицы – Беловежа – Бельск. Теперь железные дороги не строили, а ликвидировали.

После 1945 г. железнодорожного сообщения лишились пять районных центров: Браслав, Россоны, Новогрудок, Любань, Пружаны, Лельчицы а города Иваново (станция Янов-Полесский) и Ганцевичи перестали быть железнодорожными узлами.

Хотя на карте Брест-Литовская железная дорога. 1943  показана пунктирной линией строящаяся железнодорожная линия Павловичи – Беловежа нормальной колеи. ???

1943-brest-lit-jd
Брест-Литовская железная дорога. 1943

 Тонкой сплошной линией обозначена узкоколейка Линово – Пружаны.

Источники информации:

  1. Майоров Я М. Магистрали мужества. — М.: Воениздат, 1982.— 190 с., ил. — (Военные мемуары). Тираж 65 000 экз.
  2. 9-я стрелковая бригада (1-го формирования)


Так вот, в Западной Белоруссии железных дорог было не очень. Причем, однопутными были дороги: Вильно-Гродно-Белосток-Варшава, Молодечно-Лида-Волковыск-Брест, Минск-Барановичи-Брест. И все уменьшенной (европейской) колеи. Кроме того, были и вообще узкоколейные дороги. В Западной Украине железных дорог было на порядок побольше. Но с теми же проблемами.

k3

Какого года карта не знаю, но узкоколейка Линово – Пружаны обозначена.

1978-n-35-122
СССР. БССР. Брестская обл. Береза №35-122. 1978

СССР. БССР. Брестская обл. Береза №35-122. 1978